Бизнес со смысломПравила игры

Как взрастить систему самоуправления в подразделении, где большая часть сотрудников — производственники, а не «белые воротнички»?

ЛЦ-кратия: Кейс Логистического центра компании «Комус»

«Сотрудники, которые обладают внутренней силой, протянули руку тем, кто не справляется, и конвертировали их энергию в созидание и рабочий процесс»

© Василий Балабанов, директор Логистического центра компании «Комус».

Спиарльная динамика

Логистический центр стал амбассадором самоуправления в компании «Комус»

Компания «Комус» у всех на слуху. 

Это лидер по комплексной поставке товаров для офиса и бизнеса: от канцелярии и компьютерной техники до обеспечения производственных площадок. 

В компании работает около 15 000 сотрудников.

  • 15 000 сотрудников в компании «Комус»
  • 5 000 сотрудников в подразделении Логистического центра
  • 30 000 партнеров в день обслуживает Логистический центр
  • 15% рост производительности на складе после настройки элементов самоуправления
  • 59 кругов успешно действуют в подразделении после настройки ЛЦ-кратии
Спиарльная динамика

Логистический центр Компании «Комус» — это крупное подразделение, насчитывает около 5000 человек. Большая часть сотрудников — производственный персонал.

Идея о внедрении системы самоуправления пришла директору центра Василию Балабанову и группе его коллег-энтузиастов. 

Мир непрерывно меняется, поэтому они искали самый эффективный способ оставаться в рядах крупных игроков на рынке, на лету улавливать изменения потребностей своих клиентов и быстро на них реагировать.

В подразделении уже пробовали внедрять отдельные элементы самоуправления. И эти новшества сотрудники воспринимали «на ура», но для устойчивых, качественных изменений не хватало четко выстроенной системы.

Тогда Василий Балабанов обратился к консультантам компании «Правила игры» и «Бизнес со смыслом». 

Цель — создать работающую систему самоуправления, понять, как обеспечить ее жизнеспособность, чтобы компания и сотрудники росли и развивались. 

В результате сотрудничества мы вместе с командой Логистического центра ООО «Комус» разработали интегральную операционную систему ЛЦ-кратия.

За счет этого команда смогла:

  • повысить производительность труда на 15 % (в том числе на автоматизированных участках, где роль человека сводилась к минимуму);
  • существенно улучшить показатели качества, показатели в срок доставленных заказов;
  • разработать живые регламенты для более гибкого и оперативного ведения рабочих процессов;
  • повысить осознанность сотрудников за счет прояснения предназначения и ценности Логистического центра;
  • повысить уровень доверия в команде.

Логистический центр как отдельное, самостоятельное подразделение стал амбассадором самоуправления в компании «Комус» и показал на своем примере эффективность этой модели управления.

Василий Балабанов

«Мир наш меняется, скорость изменений нарастает и надо успевать на них реагировать. Старая система в новых условиях становится медленной и неповоротливой. Внедрение гибкой, реактивной системы управления становится основой выживания». 

Заказать консультацию

Предпосылки самоуправления:
эксперимент на складе

Еще на первых этапах жизни компании лидеры Логистического центра интуитивно стремились к самоуправлению в своем подразделении и даже внедряли отдельные инструменты.

Так сложилось, что команда именно этого подразделении часто экспериментировала, постоянно изучала новые технологии, бизнес-модели, подходы к управлению.

Чтобы получить практический опыт в вопросах самоуправления группа сотрудников Логистического центра отправилась на экскурсию в компанию «Вкусвилл». 

Некоторые участники команды настолько впечатлились и вдохновились «бирюзовой» системой управления в компании, что перешли работать во Вкусвилл и стали мощной движущей силой, которая дала успешный старт направлению E-commerce в этой сети.

Василий Балабанов назвал этот опыт «опытом взаимного обогащения»: сотрудники его подразделения получили грандиозный заряд вдохновения и понимание, что самоуправление реально работает, а «Вкусвилл» стал богаче на сильных специалистов, которых взрастила компания «Комус». 

Первой экспериментальной площадкой для тестирования инструментов новой модели управления стал склад.

БОльшая часть сотрудников Логистического центра — люди производственных профессий, а не «белые воротнички».

Поэтому целью эксперимента было проверить, как воспримет перемены именно эта часть команды.

Эксперимент удался. 

Сотрудники склада с энтузиазмом приняли идею самоуправления и быстро адаптировались к новым условиям. 

Спиарльная динамика

Основной и наглядный результат эксперимента —
рост производительности на 15 %, и это с учетом того, что многие процессы на складе автоматизированы и участие человека в них сведено к минимуму.

Этот опыт показал, что Логистический центр находится на правильном пути. 

Лидеры подразделения решили обратиться к консультантам компании «Правила игры», чтобы сделать этот путь максимально коротким и экологичным. 

Василий Балабанов о цене эксперимента и ожиданиях от сотрудничества с «Бизнес со смыслом»

Переход и результаты, или В полено тоже можно вдохнуть культуру

Консультанты компании «Правила Игры» (Бизнес со смыслом) Сергей Бехтерев и Алена Королева помогли настроить интегральную операционную систему ЛЦ-кратия. 

До начала проекта консультанты «Правила игры» всегда организуют для команды комплексное обучение спиральной динамике, её методам и инструментам. Это помогает сотрудникам перенастраивать свою картину мира и переводить восприятие всей команды на новый уровень мышления. 

В проект сразу же вовлекалось максимальное количество членов команды Логистического Центра. 

Еженедельная поддержка и регулярные сессии развития помогли команде быстро перейти и адаптироваться в новой системе управления ЛЦ-кратии.

Спиарльная динамика

Результаты, к которым пришли:

  • Качество, энергетика и скорость проведения совещаний значительно повысились. 
  • Теперь протоколы совещаний создаются и принимаются сразу во время совещаний. Это позволяет приступать к реализации задач сразу после встречи.
  • Ролевая модель распределения ответственности и делегирования полномочий стала прозрачной. Это помогло быстро и эффективно решать напряженности. 
  • Скорость принятия решений сильно выросла. Теперь многие решения принимаются самими исполнителями по принципу «кто отвечает — тот и принимает решение». 
  • Регламенты стали более живыми, так как теперь сотрудники сами вовлеклись в их создание. 
  • Скорость реализации новых проектов кратно выросла. 
  • Большая часть сотрудников теперь видит подразделение как единое целое и участвует в развитии логистического центра. 
  • Единое информационное поле стало более прозрачным: появилась информация о зонах ответственности, метриках и задачах каждого сотрудника.
  • Уровень доверия в команде вырос: с помощью развития навыков фасилитации люди научились договариваться самостоятельно, исходя из своей зоны ответственности и интересов команды Логистического Центра. 
  • Сформировали предназначение и ценности Логистического Центра. Это повысило осознанность сотрудников: теперь они четко понимают предназначение своей зоны ответственности и смысл своего труда. 
  • В результате внедрения ЛЦ-кратии удалось существенно улучшить показатели, такие как: показатель качества, показатель в срок доставленных заказов. 

На данный момент в Логистическом центре создано и успешно функционирует 59 кругов.

Также в подразделении появилась Школа Фасилитации. Каждый сотрудник может попробовать себя в роли секретаря или фасилитатора, тим-лида или деливера, получить новый опыт за пределами своего круга, взрастить новые компетенции и расширить свое влияние в компании.

Василий Балабанов о том, что стало вдохновением для всей команды

Точки роста

Создание собственной операционной системы управления ЛЦ-кратии, которая включает в себя лучшие решения именно для этой компании, помогло увидеть точки роста:

  • команда успешно преодолевает болезнь взросления, опираясь на важный принцип — результаты приходят к тем, кто умеет нести ответственность и сохранять увлеченность;
  • коммуникация «взрослый руководитель — ребенок подчиненный» трансформируется в диалог «взрослый — взрослый»;
  • есть цель масштабировать модель самоуправления на остальную часть компании, которая пока продолжает жить в системе регулярного менеджмента;
  • создание кроссфункциональных кругов и уход от иерархической модели;
  • без создания и выравнивания культурного и ценностного уровня в компании модель самоуправления работать не будет. Пришло осознание, что это тот контур, который важно настраивать прежде всего.

Теперь команда Логистического центра благодаря новым знаниям, опыту, набору конкретных прикладных инструментов может уверенно двигаться на новый виток развития.

А какие точки роста есть в вашем бизнесе?
Что мешает вашей компании выйти на новый уровень?
Поможет ли внедрение новой системы управления усилить ваши бизнес-результаты?

Закажите консультацию у наших экспертов по настройке индивидуальной системы самоуправления 

Заказать консультацию

Спиральная динамика