О Школе
Авторская школа Жании Аубакировой — это образовательное учреждение Казахстана с почти 30-летней историей.
Обучение в школе проводится по 2 основным направлениям: общеобразовательная программа 1-11 класс по ГОСо и музыкальное образование.
Основатель школы — Жания Аубакирова, пианистка, музыкальный педагог, профессор и бывший многолетний Ректор Казахской национальной консерватории, народная артистка Республики Казахстан.
- Школа в цифрах
- 29 лет со дня основания Школы
- 180+ сотрудников
- 500+ учеников
- 20 дополнительных направлений для детского развития
«Все началось с позитивного примера», или Переход в холакратию
Настраивать самоуправление в сфере образования — нереально.
Особенно в Казахстане.
Так думали Алмас Сапаргалиев, лидер Авторской Школы Жании Аубакировой, и его коллега-энтузиаст Жамиля Беркутова. При этом, они очень хотели создать нечто подобное, вдохновляясь книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего».
Переход от слов к реальным действиям произошел тогда, когда они начали изучать кейсы компании «Правила игры». И увидели, что «организации будущего» уже существуют и успешно работают на территории стран СНГ!
Позитивный пример конкретных компаний так вдохновил лидеров Школы, что они тут же приняли решение обратиться к консультантам «Правила игры».
Цель — настроить работающую систему самоуправления, которая объединит педагогов и учеников и станет примером качественных изменений в образовании Казахстана.
И уже через месяц консультанты Наталья Брагина и Алена Королева провели первые тренинги для команды Школы в Алматы.
«Мы изучили все кейсы «Бизнес со смыслом». Для меня было удивительным, что на территории СНГ бирюзовые организации — это больше не миф, они реально работают. И даже с нашим менталитетом и возможностями можно это сделать!»
© Жамиля Беркутова, лидер Круга Внедрение Самоуправления, заместитель директора по развитию музыкального образования
В результате сотрудничества удалось:
- выстроить четкую структуру (круги), где каждый может может брать на себя тот объем ответственности, к которому он готов;
- создать новые роли, которые драйвят процессы холакратии и ускоряют их интеграцию в работу Школы и команды;
- организовать фасилитационные встречи в кругах для слаженной и системной работы команды;
- настроить прямые, прозрачные коммуникации между лидерами Школы и преподавателями, участники стали слышать друг друга;
- разработать индивидуальный план работы с преподавателями с учетом их сильных сторон и талантов (по итогам личных интервью педагогов с лидером Круга музыкального образования);
- сформулировать Миссию, которая стала связующим звеном для команды и отразила ценности Школы, сотрудников и учеников.
Сообщество равноценных личностей, меняющих мир к лучшему
Миссия Авторской Школы Жании Аубакировой
Команда Авторской Школы Жании Аубакировой второй год настраивает систему холакратии в своей компании.
У нас нетрадиционная система управления: нет привычных директоров и завучей. Мы делим ответственность среди участников сообщества. Основой управления школы является Холакратия.
Структура школы состоит из КРУГОВ, которые объединены общей миссией, и в каждом из них есть свой лидер. Лидеры не принимают единоличных решений, а собирают участников круга для совместного обсуждения.
Их опыт и результаты уже сейчас показывают, что сфера образования вполне поддается изменениям, умеет перестраиваться, впитывать новое и создавать уникальное.
Проверьте, насколько эффективной будет система самоуправления в вашей сфере — закажите консультацию нашего эксперта
Трудности перехода
Разновозрастной коллектив с разными взглядами
Одна из трудностей настройки холакратии в Школе заключалась в том, что в команде работают в том числе педагоги с большим стажем, со своими, уже сформированными, взглядами на организацию работы.
И новые веяния поначалу воспринимались как нечто несерьезное — «Это не самоуправление, а самоуправство!»
В результате, часть команды отсеялась, остались те, кто готов был включаться в эксперимент, менять мышление, брать на себя ответственность и проявлять свой потенциал на максимум.
Музыкантам нужен дирижер?
Лидер Круга Музыкальное образование Антон Сомов рассказал о напряженностях в своем домене:
— У музыкантов встроено, что им нужен дирижер, тот, кто будет их постоянно направлять, контролировать, четко говорить, что нужно делать. Приходится методично с преподавателями встречаться, рассказывать про самоуправление, про плюсы.
Чтобы донести и разъяснить ценность и перспективы новой системы управления, Антон Сомов организовывал личные встречи с участниками своего круга.
- 70 преподавателей.
- 30-40 минут длительность каждой встречи.
- 1 месяц личных встреч с участниками Круга Музыкальное образование.
Как результат — с каждым был разработан индивидуальный план работы на учебный год и разложены по полочкам все преимущества профессионального и личностного развития в холакратии.
Не хватает времени на синхронизацию
У педагогов высокая загрузка — это и проведение уроков, и дополнительные занятия с учениками, и работа с родителями. Поэтому им трудно выделять время на регулярные встреч.
Приходится периодически напоминать, настаивать на участии, т.к. это важно для синхронизации всей команды, для сверки ориентиров.
Ролевая модель. Вместо одной должности - 5 ролей
В этом видео опытом перехода на ролевую модель на основе самоуправления делится лидер учебной части Aubakirova School Надежда Левина:
Что помогает преодолевать трудности перехода?
- Осознавать, что сама система холакратии подходит команде по ценностям.
- Верить в людей.
- Двигаться вперед системно.
- Воспринимать процесс как игру.
- Замечать результаты.
- Включать чувство юмора.
Например, лидеры Школы при создании структуры кругов поиграли с их названиями и получили:
Круг Василий Татор (созвучно с Фасилитатор) Внедрение Самоуправления
Ядерный клуб (он же Якорный круг)
Также периодически лидеры раздают команде «кейт-бланшетт» — или карт-бланш.
Точка роста
Настраивая систему самоуправления, лидеры Школы периодически сталкиваются с сопротивлением части команды,
Они изучили книгу Сергея и Виктории Бехтеревых «Спиральная динамика для бизнеса» и увидели, что команда сейчас проживает фиолетовый уровень. И теперь нужно решиться перейти на красный уровень и выше по спирали.
И только тогда вся команда по-настоящему осознает и примет ценность самоуправления.
На каком уровне спирали находится ваша компания?
Что поможет вам перейти на новый уровень развития, масштаба, прибыли?
Задайте волнующие вас вопросы нашему эксперту
Подробнее послушать рассказ из уст лидеров Aubakirova School и наших консультантов можно в этом видео: