Как холакратия пришла в «Точку»? Предпосылки изменений
«Точка» — финтех-компания, банк для предпринимателей и предприятий. Помогает клиентам вести дела и заниматься бизнесом, не тратя лишнее время на бюрократию и бумажную рутину.
Миссия компании — «Делать мир удобным для бизнеса»
- «Точка» в цифрах:
- 9 лет на рынке
- 470 000 довольных клиентов (на 20% больше чем в 2022 году)
- 4200 сотрудников
- 76 % внешний NPS (самый высокий индекс лояльности среди банков во всем мире)
- 41.5 млрд cамая дорогая сделка финтеха
Банк «Точка» возник из «Банка24» в 2015 году. В наследство досталось множество внутренних банковских процессов, тяжелых согласований и скрипучие бюрократические шестеренки, которые даже при наличии крутой команды мешали быстро и оперативно решать поставленные задачи — развиваться внутри компании и делать клиента счастливым, реализовывать миссию компании.
Еще в 2013 году были первые попытки примерки системы управления Холакратия, но это были точечные эксперименты.
А уже в 2015 году банк «Точка» начал внедрять Холакратию как официальную систему управления. В 2017 году лидеры компании посетили в Амстердаме Holacracy One, прошли обучение, переопылились опытом и вернулись домой, готовые делиться новыми знаниями и смыслами.
Лидеры «Точки» увидели в Холакратии систему, которая позволяет командам внутри самоорганизовываться, сотрудникам самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, влиять на процессы, решать, куда компания будет двигаться, какая у нее будет стратегия развития.
Словарь Холакратии
Холакратия — система управления, где любой сотрудник может влиять на принятие решений.
Роль — зона ответственности ,которую человек лидирует от имени компании.
Круг — команда коллег на ролях, которые объединены одной миссией.
Миссия — прекрасная, но едва реализуемая цель, предназначение этой роли в Точке.
Домены — область, которая находится под исключительным контролем роли.
Обязательства — постоянные действия, выполнение которых круг берёт на себя, чтобы помогать другим исполнять свою миссию.
Например:
Круг «Сайт» — занимается разработкой внешнего сайта компании.
Роли внутри круга — аналитик, разработчик, редактор, проджект-менеджер, пр.
Миссия — чтобы пользователь мог внутри сайта легко и быстро найти любую информацию и она была избыточной.
Домен — сам сайт и все ресурсы, на которых сайт держится.
Обязательства — мониторинг, что изменилось на сайте, чтобы информация была актуальной, избыточной, чтобы сайт работал.
От жесткой иерархии до самоуправления: что изменилось в «Точке» за 9 лет?
В 2015 году команда «Точки» насчитывала 700 человек, в 2024 — 4200 человек.
Такой активный рост обусловлен, в том числе, тем, что компания перешла с жесткой иерархической системы управления на самоуправление.
Организационная структура до перехода была типичной, вертикальной:
- директор давал задание начальнику,
- начальник передавал задания сотруднику,
- сотрудник задачу решал,
- начальник за ним пристально наблюдал.
В какой-то момент стало ясно, что руководитель стал «узким горлышком» в компании, через которое трудно пробиться новым идеям, которое ограничивает команду в полезных действиях.
Что изменилось с переходом в Холакратию?
Холакратия отдает ответственность не лидерам, а каждому сотруднику. Работать нужно быстро, адаптивно, уметь оперативно принимать решения и брать на себя ответственность за них. Так, каждый сотрудник становится предпринимателем на своем месте.
- Якорный круг — вся Точка в целом. Все сотрудники — участники Якорного круга, выполняют свои обязательства для достижения общей Миссии
- Материнский круг (Супер-круг) — круги внутри Якорного, основные отделы бизнеса и направления. Например ИТ, Продажи
- Вложенный круг (Под-круг) — команды внутри материнских кругов. Вложенность может быть любого уровня
У «Точки» нет стандартизированных шаблонов ведения и протоколирования командных встреч, за исключением процессов в кросскомандных проектах. В этих случаях вся информация загружается в Holaspirit, где каждый сотрудник может быстро найти нужную информацию.
В остальных случаях каждый круг сам выбирает свой способ управления встречами и процессами внутри круга, ориентируясь на предназначение этого круга, интересы и желания сотрудников.
В компании нет жесткого контроля графика сотрудников.
Четкое расписание есть только у тех, кто работает с клиентами. Все остальные команды могут работать в любое время и никто не контролирует процесс работы — здесь важен результат.
Несмотря на то, что «Точка» не самый дешевый сервис, и в нем не так много продуктов, как у некоторых конкурентов, банк уверенно удерживает лидирующие позиции на рынке и имеет самый высокий индекс NPS в мире — 76 %.
Миссия компании «Делать мир удобным для бизнеса» — основа смыслового контура. Как только команда сформулировала свою миссию и встроила ее в коммуникационные и бизнес-процессы, произошла перенастройка компании и мышления сотрудников.
«Теперь мы не просто «банкиры», мы работаем для людей, относимся к каждому клиенту как к единственному, для нас улучшить жизнь конкретного клиента всегда важнее всяких банковских правил и внутренних регламентов и согласований».
А также это помогло принять важные решения:
- компания запустила нефинансовые сервисы, которые помогают предпринимателю в его быту;
- отказалась от большого количества процессов и продуктов, которые не резонировали с Миссией, а только оттягивали ресурс.
Чтобы транслировать идеологию компании и сохранять атмосферу свободы, доверия, включенного контакта, «Точка» использует 3 приема:
- Прямая линия — регулярная связь с лидерами Якорного круга. Можно задавать вопросы открыто или анонимно. На таких встречах собираются тысячи участников, и это позволяет синхронизироваться по смыслам и ценностям.
- Прозрачность — как в стратегии, так и в финансовых результатах. Практически всё, что делает одна команда — открыто и доступно всей организации. Например, в «Точке» есть журнал «Лампа», где открыто публикуются финансовые показатели.
- Эмпатия — доброжелательное и эмпатичное общение со всеми: клиентами и коллегами.
Так, каждый сотрудник, от лидера до исполнителя, является амбассадором компании, через себя и свою работу транслируя ключевые ценности компании.
Советы от «Точки» всем, кто смотрит в сторону самоуправления
В самоуправление компании часто приходят через кризисы. И может возникнуть иллюзия, что стоит только настроить новую систему управления, как все проблемы решатся сами собой.
Что советуют те, кто уже прошел этот путь:
- Взращивать самоуправление непросто и не быстро — надо быть любопытным и пытаться опробовать всё на себе.
- Изменение — всегда стресс, дайте себе спокойно прожить это. Позвольте самоуправлению войти в вашу жизнь.
- Чтобы холакратия прижилась в компании, нужно примерно 1,5 года.
- Подходит не всем компаниям и людям: вас может покинуть часть сотрудников.
- Не решит все проблемы.
Если вы тоже смотрите в сторону самоуправления, но не уверены, что оно вам подходит, исследуйте этот вопрос с консультантами «Правила игры».