Бизнес со смысломПравила игры

Самое крупное внедрение холакратии в мире

Кейс финтех-компании, банк «Точка»

«Улучшить жизнь конкретного клиента всегда важнее всяких банковских правил и внутренних регламентов и согласований»

Спиарльная динамика

Как холакратия пришла в «Точку»? Предпосылки изменений

«Точка» — финтех-компания, банк для предпринимателей и предприятий. Помогает клиентам вести дела и заниматься бизнесом, не тратя лишнее время на бюрократию и бумажную рутину.

Миссия компании — «Делать мир удобным для бизнеса»

  • «Точка» в цифрах:
  • 9 лет на рынке
  • 470 000 довольных клиентов (на 20% больше чем в 2022 году)
  • 4200 сотрудников
  • 76 % внешний NPS (самый высокий индекс лояльности среди банков во всем мире)
  • 41.5 млрд cамая дорогая сделка финтеха

Банк «Точка» возник из «Банка24» в 2015 году. В наследство досталось множество внутренних банковских процессов, тяжелых согласований и скрипучие бюрократические шестеренки, которые даже при наличии крутой команды мешали быстро и оперативно решать поставленные задачи — развиваться внутри компании и делать клиента счастливым, реализовывать миссию компании.

Еще в 2013 году были первые попытки примерки системы управления Холакратия, но это были точечные эксперименты.

А уже в 2015 году банк «Точка» начал внедрять Холакратию как официальную систему управления. В 2017 году лидеры компании посетили в Амстердаме Holacracy One, прошли обучение, переопылились опытом и вернулись домой, готовые делиться новыми знаниями и смыслами.

Лидеры «Точки» увидели в Холакратии систему, которая позволяет командам внутри самоорганизовываться, сотрудникам самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, влиять на процессы, решать, куда компания будет двигаться, какая у нее будет стратегия развития.

Вся правда о бирюзовых организациях и внедрении самоуправления

Словарь Холакратии

Спиарльная динамика

Холакратия — система управления, где любой сотрудник может влиять на принятие решений.

Роль — зона ответственности ,которую человек лидирует от имени компании.

Круг — команда коллег на ролях, которые объединены одной миссией.

Миссия — прекрасная, но едва реализуемая цель, предназначение этой роли в Точке.

Домены — область, которая находится под исключительным контролем роли.

Обязательства — постоянные действия, выполнение которых круг берёт на себя, чтобы помогать другим исполнять свою миссию.

Например:

Круг «Сайт» — занимается разработкой внешнего сайта компании.

Роли внутри круга — аналитик, разработчик, редактор, проджект-менеджер, пр.

Миссия — чтобы пользователь мог внутри сайта легко и быстро найти любую информацию и она была избыточной.

Домен — сам сайт и все ресурсы, на которых сайт держится.

Обязательства — мониторинг, что изменилось на сайте, чтобы информация была актуальной, избыточной, чтобы сайт работал.

От жесткой иерархии до самоуправления: что изменилось в «Точке» за 9 лет?

Спиарльная динамика

В 2015 году команда «Точки» насчитывала 700 человек, в 2024 — 4200 человек.

Такой активный рост обусловлен, в том числе, тем, что компания перешла с жесткой иерархической системы управления на самоуправление.

Организационная структура до перехода была типичной, вертикальной:

  • директор давал задание начальнику,
  • начальник передавал задания сотруднику,
  • сотрудник задачу решал,
  • начальник за ним пристально наблюдал.

В какой-то момент стало ясно, что руководитель стал «узким горлышком» в компании, через которое трудно пробиться новым идеям, которое ограничивает команду в полезных действиях.

Что изменилось с переходом в Холакратию?

Холакратия отдает ответственность не лидерам, а каждому сотруднику. Работать нужно быстро, адаптивно, уметь оперативно принимать решения и брать на себя ответственность за них. Так, каждый сотрудник становится предпринимателем на своем месте.

Организационная структура компании в 2024 выглядит так
Организационная структура компании в 2024 выглядит так
  • Якорный круг — вся Точка в целом. Все сотрудники — участники Якорного круга, выполняют свои обязательства для достижения общей Миссии
  • Материнский круг (Супер-круг) — круги внутри Якорного, основные отделы бизнеса и направления. Например ИТ, Продажи
  • Вложенный круг (Под-круг) — команды внутри материнских кругов. Вложенность может быть любого уровня

Какой софт использовать для управления в Холакратии?

У «Точки» нет стандартизированных шаблонов ведения и протоколирования командных встреч, за исключением процессов в кросскомандных проектах. В этих случаях вся информация загружается в Holaspirit, где каждый сотрудник может быстро найти нужную информацию.

В остальных случаях каждый круг сам выбирает свой способ управления встречами и процессами внутри круга, ориентируясь на предназначение этого круга, интересы и желания сотрудников.

В компании нет жесткого контроля графика сотрудников.

Четкое расписание есть только у тех, кто работает с клиентами. Все остальные команды могут работать в любое время и никто не контролирует процесс работы — здесь важен результат.

Как в Точке подбирают сотрудников и проводят оперативки?

Несмотря на то, что «Точка» не самый дешевый сервис, и в нем не так много продуктов, как у некоторых конкурентов, банк уверенно удерживает лидирующие позиции на рынке и имеет самый высокий индекс NPS в мире — 76 %.

Миссия компании «Делать мир удобным для бизнеса» — основа смыслового контура. Как только команда сформулировала свою миссию и встроила ее в коммуникационные и бизнес-процессы, произошла перенастройка компании и мышления сотрудников.

«Теперь мы не просто «банкиры», мы работаем для людей, относимся к каждому клиенту как к единственному, для нас улучшить жизнь конкретного клиента всегда важнее всяких банковских правил и внутренних регламентов и согласований».

А также это помогло принять важные решения:

  • компания запустила нефинансовые сервисы, которые помогают предпринимателю в его быту;
  • отказалась от большого количества процессов и продуктов, которые не резонировали с Миссией, а только оттягивали ресурс.

Чтобы транслировать идеологию компании и сохранять атмосферу свободы, доверия, включенного контакта, «Точка» использует 3 приема:

  1. Прямая линия — регулярная связь с лидерами Якорного круга. Можно задавать вопросы открыто или анонимно. На таких встречах собираются тысячи участников, и это позволяет синхронизироваться по смыслам и ценностям.
  2. Прозрачность — как в стратегии, так и в финансовых результатах. Практически всё, что делает одна команда — открыто и доступно всей организации. Например, в «Точке» есть журнал «Лампа», где открыто публикуются финансовые показатели.
  3. Эмпатия — доброжелательное и эмпатичное общение со всеми: клиентами и коллегами.

Так, каждый сотрудник, от лидера до исполнителя, является амбассадором компании, через себя и свою работу транслируя ключевые ценности компании.

Советы от «Точки» всем, кто смотрит в сторону самоуправления

В самоуправление компании часто приходят через кризисы. И может возникнуть иллюзия, что стоит только настроить новую систему управления, как все проблемы решатся сами собой.

Что советуют те, кто уже прошел этот путь:

  • Взращивать самоуправление непросто и не быстро — надо быть любопытным и пытаться опробовать всё на себе.
  • Изменение — всегда стресс, дайте себе спокойно прожить это. Позвольте самоуправлению войти в вашу жизнь.
  • Чтобы холакратия прижилась в компании, нужно примерно 1,5 года.
  • Подходит не всем компаниям и людям: вас может покинуть часть сотрудников.
  • Не решит все проблемы.

Полная версия мультистажировки в компаниях, которые создают свою систему управления: банк Точка, SMart Consulting, КОТЭС Инжиниринг

Если вы тоже смотрите в сторону самоуправления, но не уверены, что оно вам подходит, исследуйте этот вопрос с консультантами «Правила игры».

Заказать консультацию

Спиральная динамика